Как выбрать подходящий вариант?
Если вы будете строить каркасный гараж из досок и бруса, или возведете коробку из SIP-панелей, то удельная нагрузка на грунт очень мала, поэтому лучший выбор – ленточный, столбчатый или винтовой фундамент.
Выбирая фундамент, ориентируйтесь на толщину и массу стен.
Кирпичные стены создают большее давление на грунт, поэтому столбчатое основание можно применять на очень твердых и прочных почвах, в противном случае придется сокращать расстояние между столбами и по объему земельных работ оно сравнится с сильнозаглубленным ленточным фундаментом.
Исключение составляют комбинированные (столбчатый-ленточный) фундаменты. В них высота ростверка 70–100 см, благодаря чему основание легко держит стены при любом расстоянии между столбами.
Также учитывайте зимние температуры и глубину промерзания. Для деревянного, каркасного или SIP-панельного гаража на песчаных, глинистых и суглинистых грунтах с глубиной промерзания больше 1,5 метра хорошо подходит винтовой фундамент.
Ведь под ленточный или столбчатый фундамент необходимо подкладывать подушку из песка и щебня, а значит, придется копать на 30–50 см больше, чем глубина промерзания. Плитное основание выбирайте только на болотистых или подвижных песчаных грунтах.
Плавающий
Заливка плитного фундамента
Плавающий фундамент — это разновидность ленточной конструкции. Он отлично подойдет в том случае, если гараж будет строиться на не слишком надежном грунте. Такой фундамент сможет выдержать колебания почвы и капризы погоды, а также достаточно высокие нагрузки.
Что представляет собой плавающий фундамент? Он напоминает железобетонную плиту, которая при этом заглублена. Для строительства потребуется цемент, арматура или арматурная сетка и рубероид. Кроме того, надо запасти инструмент.
Структура плитного фундамента
Существует три разновидности плавающего (плитного) фундамента:
- обычный;
- решетчатый монолитный или сборный;
- монолитный армированный по краям.
Самый экономичный вариант — первый. Второй вариант, особенно сборно-разборный, дороговат. Средний по соотношению прочности и стоимости — монолитный плитный фундамент с ребрами жесткости.
Параметры
Для не слишком больших гаражей подойдет и простой плавающий фундамент. Он будет незаменим на пучинистых почвах.
- Сначала роется котлован необходимой глубины. Обычно она определяется характером грунта.
- На самое дно котлована надо положить песок. Песчаная подушка утрамбовывается.
- После этого на песчаный слой устанавливается арматурная сетка. Она послужит для усиления конструкции.
- На этом этапе можно заливать фундамент бетоном. В некоторых случаях владельцы сначала устанавливают на сетку бетонные блоки, и только потом уже заливают конструкцию смесью для усиления.
- После того, как цемент подсох, надо сделать пол в гараже. Для этого проводят обычную стяжку с помощью песка и цемента.
В любом случае после того, как фундамент сделан, надо провести гидро- и пароизоляцию пола. Также можно установить и дренажные системы.
Выбираем подходящий материал
При строительстве фундамента применяют разные материалы. Наиболее популярны шлако- и пеноблоки, а также керамзитовые блоки. Шлакоблоки изготавливаются из специальной смеси — песок, керамзит, зола, мелкий гравий. Материал получается прочный, а потому и востребованный при строительстве гаража.
гараж из шлакоблока
Единственный нюанс, который нужно учитывать при выборе блоков, — это их форма. Различают пустотелые (с полыми ячейками внутри) и цельные. Для строительства фундамента для гаража нужны именно цельные. Шлакоблоки недороги и доступны, однако плохо подходят для влажного грунта и больших поперечных нагрузок.
какой материал выбрать для фундамента под гараж
Пеноблок изготавливается из цемента с примесью воды и песка. Такой состав полностью экологичен и безопасен для человека, в процессе эксплуатации не усаживается. Пеноблокам не страшны пожары. Правда, из-за высокой влагопоглощаемости потребуется дополнительная гидроизоляция. Если ее сделать на этапе возведения фундамента, можно рассчитывать на длительный срок службы — более 100 лет.
Наиболее прочный (и наиболее дорогой материал для фундамента) — это керамзитные блоки. Состав полностью безопасен для человека и практичен в эксплуатации:
Гараж из керамзитобетонных блоков
- фундамент не дает усадку;
- не выделяются вредные вещества при нагревании и пожаре;
- относится к первому классу радиационной безопасности;
- сохраняет тепло.
Проектирование и расчёт размеров
Чтобы правильно сделать фундамент, его сначала нужно спроектировать и провести определённые расчёты по распределению нагрузки на грунт, где будет стоять сооружение. К этому этапу нужно подойти ответственно и со всей строгостью. В противном случае он может начать деформироваться и это приведёт к дополнительным финансовым вложениям для его ремонта как минимум и разрушению постройки как максимум. Для правильного возведения основания нужно пройти учитывать следующие правила:
Проектирование фундамента под гараж
Узнайте на каком уровне пролегают грунтовые воды
Фундамент должен плотно упираться в грунт, и воды не должны делать его плавающим. Изучите структуру грунта, на котором будет строиться гараж. Сделайте чертежи с указанием всех габаритов фундамента и постройки. Заранее приобретите все необходимые материалы и инструменты, хорошо продумайте, из какого именно сырья будет сделана основа
Когда будете проводить расчёты, возьмите во внимание массу фундамента и его конструктивные особенности. Произведите расчёт технических параметров фундаментальных частей, например, диаметра арматурных прутов и расстояние, на котором они будут располагаться, на какой глубине будет расположен фундамент и какова будет его толщина и т
д
Все эти действия значительно упростят вам дальнейшую работу. Не забывайте про гидроизоляцию, которая значительно увеличивает срок службы основания. Глубина промерзания грунта тоже должна быть учтена. Фундамент должен быть заглублён ниже этого уровня.
Идеальный грунт — это тот, что не вспучивается, не сжимается, не оползает, имеет высокую прочность и не проседает. Но на практике встретить такую почву практически невозможно. Поэтому строители придумали небольшую уловку, чтоб сделать основание более надёжным. Хорошо утрамбованная пещано-щебневая подушка помогает справиться со всеми этими недостатками грунта.
Чтобы постройка получилась долговечной и устойчивой старайтесь не допускать ошибки в расчётах.
Таблица: типы грунта
Наименование | Описание |
Слабый грунт | Пылевая и мелкопесчаная почва, суглинка и супесь. Раздвигаются и меняют местоположение под тяжёлыми нагрузками. Такую почву необходимо дополнительно уплотнять. Делается это в выкопанном заглублении под основание при помощи виброплит или хорошей утрамбовки. На этой почве можно возводить любой фундамент. |
Средняя и гравелистая почва | На такой почве строят не слишком тяжёлые сооружения. Их не нужно дополнительно трамбовать. Подходят для строительства любого типа фундамента. |
Обломочная и скальная почва | Относятся к самым прочным грунтам. Не смещаются, не размываются, не подвергаются пучению от низких температур. Хорошая несущая способность этих почв способна выдерживать тяжеловесные конструкции. |
Глиняная почва | Этот вид почв относят к самым проблемным для строительства. Главный недостаток — пучинистость. Это происходит потому, что влага, попадающая в такую почву, в ней практически и остаётся. С наступлением морозов, вода превращается в лёд и расширяется. Это давит на основание, причём с огромной силой. Деформации его неизбежны. Чтобы уменьшить давление можно уложить фундамент ниже уровня промерзания. Но это не избавляет от проблемы полностью. Конечно, есть ещё варианты утепления и строительства дренажной системы. Но это всё сильно усложняет работу. |
Выталкивание фундамента из грунта
Как рассчитать глубину и ширину фундамента
Для большинства гаражей подходит небольшой фундамент. Если вы не собираетесь делать его двухэтажным, то дополнительное укрепление основания не требуется. Максимально в почву он должен уходить на один метр. Этого вполне достаточно. Классическая ширина основания — 400–600 миллиметров. Если для возведения стен будут использованы такие материалы, как сэндвич панели, металлопрофиль или профнастил, то такую ширину можно оставить. Если стены будут из бруса, газо- или пеноблоков, то ширина фундамента добавляется до размера выбранного материала.
Тяжёлые материалы, как кирпич, шлакоблок, бетонные и железобетонные плиты предусматривают расширение фундамент то 1500 сантиметров для надёжности.
Если уровень грунтовых вод высокий, то стоит задуматься над неглубоким вариантом основания. А следовательно, материал возведения стен не должен быть тяжёлым, чтобы основа выдерживала его.
Готовые проекты
Чтобы построить гараж, надо определить его габариты и разработать проект для проведения строительных работ.
При определении размеров постройки учитывают факторы, которые могут повлиять на ее габариты. К ним относят расположение конструкции, а также размеры участка. Если гараж будет расположен в гаражном кооперативе, придется строить постройку со стандартными размерами 4 х 5 метров, которых хватит для хранения одной машины.
На загородных участках можно соорудить конструкции побольше, в которых можно хранить по несколько автомобилей. Единственным фактором, который будет ограничивать габариты гаражного помещения является количество свободного места, выделенного под строительство.
Как правильно сделать разметку и заливку фундамента под гараж: опалубка, армирование, ремонт
Стандартная разметка фундамента под гараж 6 на 6
Гараж – это компактное небольшое здание, его строят из кирпича или пеноблоков, поэтому масса конструкции незначительная. Гаражи всегда строят на мелкозаглубленных фундаментах, они бывают каркасными и стандартными кирпичными, и их нет нужды глубоко вкапывать в землю до уровня промерзания почвы. Поэтому, фундамент под гараж своими руками залить несложно, зная некоторые нюансы.
Нюансы возведения
Прежде чем начинать строительные работы, желательно уточнить:
- Угол наклона въездной зоны, нужно ли ее поднимать выше уровня земли.
- Наличие или отсутствие технической ямы (погреба, кессона).
- Бетон или пеноблоки будут применяться дляпола.
- Высоту конструкции, наличие несущих перекрытий.
- Глубина основания должна быть достаточной, чтобы выдерживать массу сооружения, при этом, как уже отмечалось, не обязательно достигать глубины промерзания почвы.
Пошаговая инструкция проведения разметки фундамента под гараж
Фундамент под гараж из пеноблоков нужно дополнительно покрывать гидроизоляцией, так как технология производства пеноблоков предусматривает наличие воздушных ячеек. Поэтому, при попадании талой, дождевой или грунтовой воды блок довольно быстро разрушается.
На монолитном основании сделать смотровую яму или погреб нельзя конструктивно, а ремонт его довольно дорогой и по времени затратный, но на нем можно возвести любые каркасные сооружения. А вот ленточные фундаменты позволяют делать смотровые ямы различной глубины, только в таком случае нужно дополнительно предусмотреть дренажную систему. Сейчас многие частные застройщики выбирают именно сборные ленточные конструкции, а пол отдельно заливают бетоном.
С чего стоит начинать заливку фундамента?
Перед тем, как сделать фундамент под гараж, нужно сделать ряд подготовительных мероприятий. А именно:
- Провести подробные геодезические исследования с целью определения типа почвы, глубины промерзания, высоты залегания грунтовых водоносных горизонтов.
- Сделать чертеж будущего сооружения, определиться с типом строительных материалов.
- Затем расчистить строительную площадку, устранить верхний плодородный слой почвы.
- Сделать разметку будущего основания, установить направляющие, колышки и натянуть шнур.
- Выкопать по периметру гаража траншею шириной в 40 см и глубиной до 1 метра (если не проводились геодезические изыскания).
Внешний вид готовой бетонной площадки под гараж
А теперь возникает вопрос, стоит ли заливать пол гаража бетоном или лучше оставить земляное основание? Хоть бетон и дорогой строительный материал, но заливать пол рекомендуется на толщину плиты не менее 20 см. В некоторых случаях достаточно сделать горизонтальное армирование в один слой, тогда плита выдержит массу легкового автомобиля.
Если гараж подготавливается под грузовик или большой автобус, тогда толщина должна составлять не менее 50 см, и нужно предусмотреть минимум два шага горизонтального армирования, и вертикального с интервалом до одного метра. Возвести фундамент под гараж своими руками не проблема, это не затратное строительство, учитывая габаритные размеры сооружения, но здесь действуют правила, аналогичные, как и для жилых домов.
Особенности установки опалубки
Эскиз с основными элементами опалубки для основания под гараж
Опалубку можно делать съемной или несъемной. В случае несъемной опалубки из дерева или пенопласта, основание плохо поддается ремонту, но в этом случае не придется дополнительно использовать гидроизоляцию. Кроме того:
- Рекомендуется перед заливкой основания укрепить опалубку с внешней стороны, и под ней предусмотреть дренажную систему. Ведь частные застройщики редко устанавливают полноценную ливневую систему, а из-за подтопления основания повредится цоколь и каркасная конструкция.
- Опалубку лучше делать деревянной, так получится дешевле. Но, можно сделать ее из пенополистирола, и сразу сформировать полноценный закрытый короб.
- Монолитный фундамент в этом отношении стоит немного дешевле, чем ленточный, ведь не нужно использовать мощную строительную подъемную технику. Но на его заливку пойдет огромное количество бетона и арматуры, а это занимает много времени. Если нужно оперативно построить гараж, где стены могут быть каркасными или сделанными из пеноблоков, тогда лучше использовать сборный фундамент.
Подготовка к созданию фундамента и установке гаража
Металлический гараж на монолитном фундаменте
Прежде чем начать закладывать фундамент под установку металлического гаража, необходимо подобрать подходящее место.
Подыщите затемненный участок, где нет прямого солнечного освещения.
Очень удобно расположить гараж между двумя растущими деревьями.
В жаркую летнюю пору они будут создавать в его помещении прохладу, что очень удобно для автовладельца при обслуживании автомобиля в знойное лето.
К тому же деревья смогут защитить сооружение от ветра и осадков.
Затем создается чертеж будущего фундамента под гараж.
При этом учитывайте,что их конструкции бывают 2 видов:
- Стационарное сооружение, которое считается более надежным и защищенным против угона автомобиля.
- Гараж на металлических полозьях.
Если металлическая конструкция гаража будет возводиться тоже своими руками, то при проектировании постройки нужно учесть дополнительную площадь к габаритам автомобиля под расположение шкафчиков для инструмента, рабочего стола. Можно оборудовать в полу даже смотровую яму, если уровень залегания грунтовых вод не будет доставать ее дна.
При проектировании и закладке фундамента следует обязательно учесть систему слива дождевых и талых вод с крыши металлоконструкции в отдельные емкости. Это позволит защитить гараж от затопления и обеспечит сухость и защиту от коррозии его стенам.
Разновидности гаражей из железобетона
Из такого стройматериала можно сделать сборные и монолитные строения. Рекомендуется заранее разобраться с особенностями каждой из конструкций, чтобы узнать их основные отличия.
Монолитный
Сооружения монолитного типа пользуются популярностью среди владельцев авто, так как их довольно просто построить. Выделяют два вида монолитных построек:
- Разобранная. В таком случае заказчику доставляют бетонные плиты, которые ему придется самостоятельно устанавливать для создания автогаража.
- Собранная. Это уже изготовленный объект, который доставляется заказчику на место, где будет стоять его гараж.
Специалисты советуют пользоваться собранными монолитными строениями, так как человеку даже не придется тратить время на строительство. Представители компании, которая занимается продажей железобетона, самостоятельно соберут конструкцию по заданным размерам.
Монолитный фундамент своими руками
В отличие от свайного, монолитный фундамент своими руками, требует вложения больших сил и времени. Однако по своей прочности и надёжности у монолитного фундамента нет конкурентов, а основными его преимуществами являются:
- Прочность и возможность выдерживать колоссальные нагрузки;
- Надёжность — монолитный фундамент не разрушается от вредного воздействия влаги на него;
- Сравнительно небольшая стоимость.
Какой лучше фундамент ленточный или плита, во многом зависит от общей массы строения.
Инструменты для строительства монолитного фундамента
Прежде чем строить монолитный фундамент своими руками, следует подготовить следующий инструмент и материалы:
- Лопаты — штыковые и совковые.
- Шнур и куски арматуры для разметки.
- Уровень строительный — чем длиннее, тем лучше.
- Арматуру диаметром не менее 10 миллиметров для армирования монолитного фундамента.
- Проволоку вязальную и инструмент для её вязки (крючок).
- Доски для строительства опалубки и брус.
- Инструменты для резки древесины.
- Материалы для крепежа: саморезы и гвозди 20 см.
- Песок, щебень и цемент для приготовления бетонной смеси.
Строительство монолитного фундамента своими руками, следует начинать с разметки. Следует знать, что стандартной шириной монолитного фундамента, является ширина в 40 сантиметров. При разметке натягивается верёвка по всему периметру будущего фундамента. При этом на углах забиваются куски арматуры, а ровность углов проверяется при помощи угломера, либо же натягиванием верёвок по диагонали.
Далее производятся земляные работы по рытью траншей
Начинать их рыть лучше с самой низкой точки, при этом важно не допустить перепадов по высоте и значительных неровностей. Глубина траншеи по всему периметру монолитного фундамента должна быть не менее 100 сантиметров
Это касается плотного грунта. Если же на участке застройки почва рыхлая, то глубину траншеи под монолитный фундамент своими руками лучше увеличить на 15-20 сантиметров.
После того как замкнутая траншея под фундамент готова, приступают к обустройству песчаной подушки на её дне. Для этого берется песок и насыпается в траншею 25-31 сантиметровым слоем. Обязательной процедурой после этого, является утрамбовка песка с обильным смачиванием его водой.
Строительство опалубки монолитного фундамента
Когда траншея вырыта, а песчаная подушка тщательным образом утрамбована на дне, можно браться за строительство опалубки под монолитный фундамент. Для этого внутрь траншеи опускаются деревянные щиты, которые над поверхностью грунта должны выступать не менее чем на 30-40 сантиметров.
Чтобы бетонный раствор во время заливки монолитного фундамента не вытекал бы через щели опалубки, её стены внутри тщательно выстилаются рубероидом или другим гидроизоляционным материалом.
Армирование монолитного фундамента и заливка бетоном
Важным этапом строительства монолитного фундамента своими руками, является выполнение его армирования. Для этого, по размерам траншеи под фундамент, из арматуры свариваются куски металлокаркаса, которые опускаются в траншею и скрепляются проволокой между собой.
Заключительным этапом при строительстве монолитного фундамента является выполнение гидроизоляции и заливка опалубки бетонным раствором. Во время литья раствора в опалубку, следует использовать вибротрамбовку, либо же самодельный инструмент. Это поможет избежать образования пустот и ненужных стыков в монолитном фундаменте после застывания бетона.
Чтобы построить монолитный фундамент своими руками, придётся приложить немало сил и времени. Тем не менее, и то и другое будет оправдано надёжностью и долговечностью полученной основы под дом, которая при соблюдении технологии монтажа, способна прослужить более 150 лет.
Использование сэндвич-панелей
Как построить гараж своими руками и без фундамента? Одним из вариантов такого решения станет металлическая коробка. Однако зимой в подобном гараже температура не выше, чем на открытой стоянке. Металлические листы промерзают буквально насквозь. Не лучше ведет себя такое сооружение и в летнюю жару. В эту пору года металл способен нагреться до самых высоких температур, что также не совсем хорошо для автомобиля.
Альтернативным вариантом в таком случае явится сооружение из сэндвич-панелей. Этот материал представляет собой два листа металла, между которыми находится утеплитель. Скреплены все эти слои с использованием технологии горячего прессования.
Плюсы гаража из сэндвич-панелей заключены в следующем:
- быстром строительстве конструкции, не требующем применения специальных машин или бригады рабочих;
- низкой конечной стоимости сооружения по сравнению с бетонными, кирпичными или деревянными строениями;
- отсутствии затрат на обустройство фундамента;
- возможности разобрать готовую конструкцию и перевезти ее на другой участок;
- хорошей теплоизоляции стен, позволяющей хранить в гараже не только машину, но и оборудование, а также личные вещи;
- неплохих шумоизоляционных свойствах панелей;
- экологичности материала.
Недостатками такой конструкции считаются следующие моменты:
- в случае неправильного соединения панелей через зазоры между стыками будет проходить холодный воздух;
- отсутствие фундамента может стать причиной разрушения гаража во время чрезвычайных ситуаций природного характера (например, при урагане);
- вероятность косметического повреждения материала при его монтаже.
Как построить гараж из панелей? Для этого понадобится провести работы в такой последовательности:
- подготовить место под возведение объекта, очистив площадку от строительного мусора и выровняв ее поверхность;
- установить металлический каркас-основание, обеспечив его надежное крепление к полу с помощью кронштейнов, утеплителей и герметиков;
- навесить на готовое основание сэндвич-панели по аналогии с конструкциями, в которых применяется гипсокартон, прикручивая листы к каркасу и соединяя их между собой с помощью замковых соединений;
- заделать швы и стыки готовой конструкции герметиками и утеплителями;
- врезать ворота;
- устранить косметические изъяны на наружных панелях, которые возникли вследствие неаккуратно проведенной работы;
- выполнить дополнительную отделку внутреннего пространства, применив утеплитель, смонтировав световое оборудование и установив при желании полочки.
Нюансы закладки фундамента
Утрамбовка песка для предотвращения вспучивания грунта Главная проблема, с которой сталкиваются строители — смотровая яма. После ввода в эксплуатацию в ней образуется конденсат и постоянная сырость. Это связано с перепадом температуры внутри помещения и в яме. Чтобы избежать сырости, гниения автомобиля, лучше вынести смотровую яму за пределы гаража. Если нет такой возможности, делают отдельно от места стоянки авто или герметично закрывают.
Подводные камни заливки:
- Вынимать необходимо весь плодородный слой. Несоблюдение правила приводит к выпучиванию грунта.
- Подушка из песка и гравия обязательна. Она смягчает негативные последствия вспучивания грунта.
- Если песчаная подушка недостаточно утрамбована, возможна усадка.
- Нужно соблюдать пропорции раствора. В густом образуются пустоты. В жидком песок и гравий оседают на дно.
- Малое количество арматуры и недостаток плотности вязки ячеек снижают общую прочность материала.
- Тонкая арматура не противится пучению. Необходимо выбирать прутья 10—14 мм.
- Если арматура касается песчаной подушки, со временем металл внутри бетона начнет ржаветь. Расстояние должно быть 50 мм.
- Близкое расположение арматуры к опалубке грозит отрывом кусков бетона. Расстояние должно составлять не менее 50 мм.
Ошибочный выбор цемента ведет к фатальным последствиям. У каждого есть определенные характеристики. Для фундамента под гараж нужна марка от 200 до 500.
Пол
Пол в гараже должен быть максимально прочным и надежным. При ленточном фундаменте он укладывается на грунт, который нужно хорошо утрамбовать. Далее укладывают гидроизоляцию, а потом насыпают слои щебня, песка и гравия. Каждый слой должен иметь толщину около 100 мм.
Сверху заливают бетонную стяжку слоем в 200 мм. В гараже пол может оставаться бетонным. Но его можно задекорировать прочным покрытием. Например, пол в гараже можно покрасить, покрыть специальным резиносодержащим материалом или плиткой ПВХ. Но наиболее удачным вариантом специалисты считают наливной пол.
Бетонный пол в гараже: