Формирование ленточного фундамента
Процедура его создания делится на следующие этапы:
территория, подготовленная для строительства, расчищается от разного мусора и ненужных элементов; наносится разметка, для чего нужно ориентироваться на ранее созданный проект; в каждом углу устанавливаются колышки, обладающие хорошей прочностью; расстояние между колышками должно точно соответствовать тем сведениям, которые имеются в ранее созданном проекте; правильность замеров определяется с помощью лазерного уровня; между колышками натягивается прочная бечевка; по разметке делается траншея, глубина которой равна примерно половине метра; важно убедиться, что стенки траншеи не отклоняются по вертикали и горизонтали; устанавливается опалубка, формируемая из обрезных досок или фанеры; на дне делается подушка из гравия и песка; в опалубку укладывается арматура; заливается конструкция качественным бетонным раствором, созданным непосредственно перед проводимыми работами;
После заливки нужно выровнять поверхность по горизонтали, после чего бетон укрывается полиэтиленом. Высыхает раствор примерно в течение трех дней, после чего можно приступать к последующим работам. Если разобраться в том, как построить каркасный гараж, то даже новичок легко справится со всеми этапами.
Сооружаем ленточный фундамент своими руками для гаража
Фундаментная конструкция в виде цельной железобетонной ленты широко используется для постройки гаражных помещений со стандартными габаритами. Она привлекает владельцев транспортных средств приемлемым уровнем затрат, а также простотой обустройства.
При выполнении работ по сооружению ленточного основания соблюдайте приведенный порядок действий:
- Извлеките грунт согласно разметке, обеспечив ширину приямка на 15–25 см шире толщины стен.
- Уложите на дно траншеи гравийно-песчаную смесь, утрамбуйте ее до толщины, равной 15 см.
- Соберите из деревянных досок или готовых щитов опалубку, закрепите и обеспечьте герметичность стыков.
- Нарежьте стальную арматуру диаметром 10–12 мм, соберите из нее силовой каркас, поместите его в опалубку.
Сопоставьте все параметры будущего гаража
- Подготовьте необходимые компоненты, замесите бетонный раствор, залейте в опалубку до верхней отметки.
- Тщательно утрамбуйте бетонный массив вибратором, затем разровняйте поверхность с помощью мастерка.
- Увлажняйте бетонную поверхность водой и защищайте от испарения влаги, постелив листы полиэтилена.
Соблюдение указанных рекомендаций позволит сформировать надежную ленточную основу.
Пошаговая инструкция: как построить фундамент ленточного типа
Рекомендуемая схема действий:
1. Оценка состояния грунта, выбор типа основания.
2. Подготовка простейшего чертежа, расчет и закупка стройматериалов с учетом длины, ширины и глубины заложения ленты, расчистка участка.
3. Разметка постройки: с обязательной проверкой углов и отклонений по диагонали (не более 20-30 мм). Для ограничения внешнего и внутреннего периметров будущего гаража из пеноблоков используются веревки и колья.
4. Копка траншеи и смотровой ямы. Для предотвращения осыпания земли в процессе бетонирования предусматривается запас (10 см по бокам).
5. Настил геотекстиля (рекомендуемый, но необязательный этап). Засыпка и трамбовка не менее 10-15 см крупного песка и 10 щебня мелких фракций. Для упрощения процесса песок советуют смачивать.
6. Монтаж опалубки – деревянных щитов или несъемной (пенополистирол, ППСБ, арболит), к преимуществам последней относят дополнительную функцию утепления.
7. Вязка арматурного каркаса с обязательным отступом от краев на 5 см и шагом в 10-20 см. Чтобы фундамент для гаража прослужил долго, используются металлические прутья с сечением не менее 10-12 мм, игнорировать этот этап или заменять сталь пластиком не рекомендуется.
8. Замес или заливка готового бетона. Оптимальные пропорции при применении портландцемента М400 – 1:3:4 (цемент, песок, щебень, соответственно), для снижения доли воды на 1 м 3 раствора советуют добавить 75 г пластификатора. Бетон распределяют послойно, через каждые 20 см его трамбуют. Самому правильно залить фундамент (цельным монолитом в один день, без высыхания промежуточных слоев) сложно, на данном этапе нужны силы как минимум 2 человек.
9. Затвердевание бетона в опалубке (минимум 1 неделя) и еще 3 после снятия. Гидроизоляция фундамента обмазочными и рулонными стройматериалами.
10. Обустройство смотровой ямы (при наличии).
Данная инструкция подходит для возведения фундамента под гараж своими руками из бутового камня или готовых заводских блоков, к преимуществам последнего варианта относят хорошее качество бетона. Изделия укладывают по шахматной схеме с обязательным армированием рядов и смещением швов, для приготовления кладочного раствора используется только свежий цемент высшей марки. Но следует учесть, что монтаж тяжелых фундаментных блоков подразумевает задействование подъемной техники и увеличивает бюджет, из бутового камня сделать основание проще.
Для усиления защиты от влаги и потерь тепла проводится внешняя декоративная отделка выступающей части фундамента плиткой или штукатуркой. Технология исключает прерывание ленты или ростверка, что подразумевает возведения гаража с небольшим уклоном (около 15-25°). Рекомендуемая ширина пандуса – на 30 см больше ворот, длина – 5 м. Используется либо бетон с дополнительным армированием при превышении толщины слоя свыше 50 мм, либо асфальт. При выборе раствора залить пандус советуют в один прием, после затвердевания неровности снимаются шлифовальной машиной, для исключения скольжения шин поверхность покрывается битумными составами или сверху закладываются металлические полоски.
Советы, нюансы технологии
Существуют способы уплотнения грунта и усиления защиты основания гаража из шлакоблока от морозного пучения, в частности, недопущения образования замерзания льда вокруг ленточного монолита. К таким относят:
- Укладку дренажных труб по периметру фундамента: на расстоянии около 50 см от стен и уровня земли, обмотанных геотекстилем, с обязательным незначительным уклоном.
- Использование утепляющей несъемной опалубки (способ, рекомендуемый в первую очередь для пристраиваемых гаражей или рассчитанных на постоянное пребывание внутри).
- Увеличение площади опоры основания. В этом случае необходимо сделать более широкую и глубокую траншею и залить ее дно тощим бетоном. Полученная стяжка снизит нагрузку.
- Усиление ленточного монолита свайными опорами при строительстве гаража на склоне или неровных участках.
- Утепление вертикальных стен конструкции пенополистиролом.
- Обустройство отмостки, засыпка полученного фундамента не выбранным ранее грунтом, а смесью песка и щебня.
Вышеперечисленные способы не входят в стандартную схему действий при возведении фундамента гаража из пеноблоков своими руками и в той или иной степени увеличивают затраты, но они помогают снизить нагрузки и продлить срок службы конструкции. Крайней мерой считается полная замена почвы под основанием, ее используют при строительстве на торфяниках
К кладке стеновых блоков приступают не ранее, чем через месяц, важно рассчитать сроки правильно
Подготовительные работы
Первое, что необходимо сделать человеку, планирующему строительство гаража, это нарисовать план будущей постройки. Для этого необходимо определиться с назначением сооружения. Будет ли оно использоваться только для хранения автомобиля. Или в план стоит включить смотровую яму для выполнения посильных ремонтных работ.
В этом помещении также может быть запланировано размещение подвала для хранения овощей и заготовок, или предусмотрено место для автомобильных запчастей и рабочих инструментов. Все это влияет на размеры.
Как только удалось определиться с размерами и внутренним содержанием гаража, остаётся расчистить место под строительство. Необходимо удалить ветки, листья, траву и мусор, которые будут мешать работе. Также снимается и плодородный слой почвы. Главное, чтобы площадка под стройку была сухой, ровной и чистой.
Завершающим этапом подготовительных работ станет разметка периметра будущего строения. Для этого можно использовать верёвку, колья, а для упрощения задачи лазерную линейку и другие приспособления
Большое внимание необходимо уделить углам, которые должны быть строго 90 градусов, иначе стены постройки будут кривыми, что повлияет на прочность и внешний вид сооружения
Дополнительные рекомендации
В своём гараже можно до бесконечности что-нибудь придумывать и доделывать.
Утепление гаража
Может быть и не сразу, но гараж надо утеплять. Следует заранее продумать возможность крепления внутренней обшивки стен и потолка. Промежуток между обшивками будет заполняться утеплителем, например минеральной ватой. В роли источника тепла может стать маленькая печка-буржуйка или электронагреватель. Под кровлей тоже необходим слой теплоизолятора, в летний солнцепёк он защитит от солнечного перегрева.
Подводка в гараж инженерных коммуникаций
В гараже обязательно должно быть электричество. Нужен свет, и его должно быть много. Сейчас у всех много разного электроинструмента: электродрели, электрошуруповёрты, электроточила, компрессоры, вентиляторы. У кого-то и токарный станочек найдётся. Поэтому зарядную станцию для аккумуляторов нужно иметь в гараже. Значит, нужно делать проводку, устанавливать защитные автоматы и много розеток. К тому же и радиоприёмник можно включить, чтобы не скучно было, да и ворота могут быть электрифицироваными.
Хорошо и удобно, когда в гараже имеется водопровод: можно и руки помыть, и умыться перед выходом наружу после ремонтных работ. Также должны быть удобно размещены стеллажи, полки и шкафы для инструмента. Отлично, когда есть хотя бы маленький столик для работы.
ФОТО: m-strana.ruВнутренний вид гаража
Как построить гараж из бетонных блоков
Сборные железобетонные гаражи
Цена на приобретение бетонных блоков достаточно привлекательна, что дает возможность выполнить сооружение гаража относительно не дорогим.
Преимуществами гаража, выполненного из сборного железобетона, являются:
- Высокая скорость строительства.
- К комплекту сборной конструкции прилагается достаточно подробная инструкция от изготовителя по сборке изделия.
- Простота транспортировки, что связано с возможностью демонтажа, а затем перемещения в другое место.
- Не требуется проведения сварочных работ.
Стандартный набор конструкции из сборного железобетона состоит из таких элементов:
- Панелей для сооружения погреба.
- Левой панели для устройства пола.
- Правой панели для пола.
- Нескольких стеновых панелей.
- Средней стеновой панели.
- Панели для установки ворот.
- Плиты кровли, имеющей вид пустотной конструкции.
Для удобства пользования гаражом необходимо предусмотреть:
- Наличие смотровой ямы для проведения технического обслуживания авто.
- Наличие подвала для хранения урожая и консервации в течение всего года.
- Для сборных гаражей из железобетонных конструкций преимущественно используются ленточные фундаменты из уже готовых железобетонных блоков, как видно на фото, и правильно обустроенной отмостки (см. Как делается отмостка гаража). В траншею укладывается и хорошо утрамбовывается слой песка. Устанавливаются фундаментные плиты, крепятся между собой и гидроизолируются.
Фундамент из железобетонных блоков
Элементы конструкции из сборного железобетона легко можно собрать без сварки, используя специально предусмотренные жесткие металлические кронштейны и болтовые соединения, которые обязательно входят в поставку для сборки гаража.
В комплект для строительства гаража входят и ворота, изготовленные из металла.
Сборка гаража должна выполняться в такой последовательности:
- Роется котлован.
- Собираются панели для устройства фундамента и подвала.
- Устанавливаются плиты для сооружения пола, обычно их две штуки.
- Монтируются все боковые панели для стен конструкции из сборного железобетона.
- Устанавливается центральная стеновая панель.
- Фиксируется панель для крепления ворот.
- Устанавливаются металлические ворота.
- Работа завершается установкой кровли. Для этого используются пустотные плиты.
Уход за бетоном
Через тридцать дней бетонная смесь застынет и наберёт полную прочность.В течение этого срока бетон требует особого ухода.
В жаркую погоду нужно не допускать испарение влаги с застывающей поверхности фундамента. Это может вызвать появление трещин и потерю несущей способности конструкции. Защищают бетон от излишней потери влаги путём накрывания поверхности строительной плёнкой или другим материалом, обладающим свойствами защиты от испарения и ветра. В летний зной плиту орошают рассеянной струёй воды 2 раза в сутки.
После окончательного застывания бетона опалубку демонтируют.
Фундамент под каркасный гараж
Выбор основания и расчет параметров осуществляются аналогично, т.е. учитываются:
- суммарный вес постройки вместе с машиной и снеговой нагрузкой;
- тип грунта, его подвижность;
- уровень подземных вод;
- глубина промерзания.
При расчете глубины к уровню промерзания прибавляют 20 процентов. Глубину промерзания для данной области можно узнать из таблиц СНиП. В зависимости от параметров грунта для каркасного гаража тоже выбирают сваи, плиту, ленту.
При составлении проекта кроме особенностей дома и самого фундамента под гараж учитываются нормативные расстояния до границ участка в соответствии с санитарными, противопожарными, экологическими и др. нормами. Разметка площадки под гараж производится в соответствии с проектом. Участок маркируют шнуром (леской) и колышками по периметру будущей траншеи (котлована). Чтобы проверить перпендикулярность линий, измеряют диагонали получившегося прямоугольника: они должны быть равны.
Далее приступают к земляным работам: роют для ленты траншею, для плиты котлован. Сваи устанавливают с шагом не больше 2,5 метров: эти места помечают колышками. Горизонтальность дна траншеи (котлована) выводят с помощью уровня.
Ленточный фундамент для гаража
При устройстве ленты и цокольного этажа фундамент делают заглубленным (ниже линии промерзания). Заливкой ленты работа не ограничивается: внутреннюю площадку бетонируют тоже. Цокольный участок со стяжкой связывают обрезками арматуры. Заливка осуществляется в такой последовательности:
- На дно траншеи насыпают песчаную подушку и укладывают рубероид. На плотных песках подушку можно не делать, настелить гидроизоляцию прямо на грунт. Края рубероида загибают вверх.
- Устанавливают опалубку. В нее перпендикулярно стенкам укладывают куски труб и заполняют их песком: таким образом формируются отверстия для подвода коммуникаций.
- Устанавливают арматурный каркас.
- Заливают монолитную подошву. Выполнить заливку следует однократно, иначе бетон будет расслаиваться. Состав раствора 1/3/5 (цемент-песок-щебень соответственно). Готовая смесь – не ниже М200. Плиту заливают поверх подушки из ПГС и гидроизоляции. Часто также укладывают поверх гидроизоляции утеплитель (пенопласт).
- Ленту заливают через 2 недели минимум, когда уже залитый бетон хотя бы частично наберет прочность.
- Опалубку снимают через месяц после заливки ленты. Поверхность цоколя обрабатывают гидроизолирующими материалами.
Плитный фундамент для гаража
На плохом грунте, при высоких грунтовых водах, когда не требуется цокольный этаж можно использовать в качестве основания «плавающую» плиту. При глубоком промерзании это предпочтительный вариант, т.к. не потребуется рыть траншею свыше полутора метров глубиной. Плита заливается за один заход после укладки арматуры поверх песчано-гравийной смеси и гидроизоляционной пленки (или рубероида). Требования к составу бетона те же, что и для ленты, срок застывания тот же (месяц). Порядок работы:
- Разметка.
- Котлован.
- Опалубка.
- Подушка из ПГС.
- Гидроизоляция.
- Пенопласт (по желанию).
- Арматурная сетка.
- Бетон.
Если однократно залить весь объем не получается, готовый слой накрывают полиэтиленом. Следующий заливают максимум через 12 часов или минимум через пять дней.
Обновлено: 17.10.2016
Основа под гараж блочный из газобетона
Газобетон можно укладывать с 20 дня по 1 ряду в день С этим видом постройки необходимо тоже провести расчеты. При габаритах газобетона 200*300*600 мм, он весит 23-25 кг., на гараж размерами 6-4 метра необходимо 140 блоков, общий вес которых составит 5,5-5,8 тонны. Плюс клей и кровля с воротами. Получится примерно 10 тонн. Залитый фундамент гаража обязательно должен отстояться (застыть) перед кладкой. Достаточно 25-30 дней при средней температуре 20 градусов по Цельсию. Но можно рассчитать и ускорить время кладки газобетона, поэтапно нагружая основание с 20 дня, прокладывая один ряд в день.
Этим вы ускорите процесс возведения самих стен. Делая фундамент под гараж из шлакоблоков лучше его усилить дополнительными линейными прутами из арматуры 14 мм, проложив их по верхнему и нижнему ярусу и увязав. Такого усиления будет вполне достаточно. Укладывают их в середину готового каркаса из арматуры, по верхним и нижним поперечинам.
Отделка и изоляция гаража
Далее проводятся работы по облицовке, утеплению и гидроизоляции гаража. Для облицовки можно использовать различные материалы:
Для утепления можно использовать любой материал из предложенных на строительном рынке. Но предпочтение желательно отдать негорючей минвате.
При сооружении «пирога» стен гаража можно использовать многие из вариантов, найденных в интернете. Ведь это нежилое помещение. Но есть два основных правила, которые сэкономят вам массу времени при сравнении всех конструкций.
- Пароизоляция устанавливается внутри помещения (с теплой стороны).
- Ветрозащита и гидроизоляция — снаружи. Она будет спасать каркас гаража во время непогоды.
Правила касаются как устройства стен, так и крыши постройки. Вообще, слои утепления гаража обычно выглядят таким образом (с внешней стороны):
- внешняя отделка;
- ветрозащита;
- плита типа ОСП (OSB);
- утеплитель;
- пароизоляция;
- слой для внутренней отделки, например, гипсокартон.
Этот вариант указан на фото. Могут быть иные способы сборки. Например, «пирог» без ОСП, которая нужна, чтобы утеплитель не отсыревал. Либо без ветрозащиты.
Фундамент под гараж из пеноблоков своими руками
Особенности пеноблоков:
- малый вес, низкая плотность (в пределах 700 кг на куб);
- хорошие теплоизоляционные характеристики;
- простая геометрическая форма, удобный монтаж;
- хрупкость;
- горючесть;
- гигроскопичность.
Высоких требований к несущей способности основания нет, но фундамент должен быть надежным, пластичным и хорошо компенсировать подвижки грунта. В зависимости от грунта выбирают один из следующих видов:
- мелкозаглубленный ленточный;
- большая глубина фундамента под гараж пеноблочный нецелесообразна. Если грунт ненадежный, лучше предпочесть фундамент на сваях под гараж с армированным ростверком;
- монолитная плита толщиной от 20 до 40 см.
Площадь фундамента рассчитывается по формуле A = k * B : (R*k1), где
- k – коэффициент прочности, до 1,5;
- B – суммарная нагрузка (гараж, машина, снег на крыше);
- R – сопротивление грунта (СНиП);
- k1 – коэффициент несущей способности почвы.
Полученную цифру делят на длину ленты, площадь сваи и т.д.
При закладке фундамента под гараж глубина выполняется минимум на 30 см ниже промерзания. При высоких грунтовых водах выбирают сваи или плиту. При составлении проекта учитывают также, будет ли у гаража смотровая яма, подвал. На новом месте проект составляют по результатам геологических исследований.
Армирование фундамента
Арматура вяжется следующим образом:
- для мелкозаглубленной ленты – два уровня, диаметр продольного прутка от 1,2 см, вертикали и поперечины – от 8 миллиметров;
- для буронабивных свай – от 1,2 мм, для связывания – от 8 мм. Пруты (3-4 штуки) ставят вертикально. Суммарная толщина – связки на 5 см минимум меньше диаметра скважины;
- для плиты толще 20 сантиметров – 2 уровня, от 1 см. На пучинистом грунте – от 1,4. Ячейка 20 см, вертикальные перемычки – через 40 см.
Как залить фундамент
Заливка осуществляется в следующей последовательности:
- Разметка. До соседского забора должно оставаться не меньше 2 метров. Отметить внешний периметр маркировочным шнуром (леской) и колышками. Для свайного основания колышки располагают в местах погружения свай с расчетным шагом. Для ленты разметить периметр внутренний.
- Винтовые сваи погружают в землю сразу, для буронабивных бурят скважины. Для плиты или ленты нужно выкопать траншею/котлован расчетной ширины и глубины. Ширина траншеи под ленту – с запасом для опалубки. Для свайно-ленточного роют траншею, в ней бурят скважины.
- Установить опалубку для фундамента гаража, уложить арматуру.
- Марка бетона для фундамента гаража – В25 (М300) минимум. Заливать следует сразу. Если не получается, то перед заливкой следующего слоя предыдущий должен полностью схватиться.
- Проткнуть залитую смесь арматурой во многих местах (спустить воздух), утрамбовать.
- Просушить в течение месяца. В жару ленту/плиту смачивают и накрывают пленкой, чтобы застывание шло медленнее.
- Снять опалубку, засыпать канаву, залить отмостку.
Преимущества и недостатки
Каркасные гаражи считаются востребованными конструкциями, что обусловлено многочисленными преимуществами. К ним относится:
- невысокая стоимость строительства;
- выполнить все работы может даже новичок своими руками;
- материалы, применяемые во время строительства, являются доступными, поэтому их можно купить на рынке или в любом строительном магазине;
- для обшивки созданного каркаса можно пользоваться разными материалами, представленными профнастилом, сэндвич-панелями или аналогичными материалами;
- во время работы можно хорошо утеплить строение, поэтому оно будет теплым даже в зимнее время года;
- не требуется пользоваться какими-либо специфическими и дорогостоящими инструментами;
- даже без опыта работы можно получить готовую конструкцию буквально за две недели.
Процедура создания гаража заключается в создании каркаса, который далее обшивается разными подходящими материалами. Построить каркасный гараж своими руками можно из деревянных реек или металлических профилей. Такая конструкция имеет и некоторые недостатки. Например, если используется для создания каркаса древесина, то получается легко возгораемый объект. Дополнительно внутри помещения люди редко чувствуют себя комфортно. Деревянные строения обладают коротким сроком службы, если периодически элементы из дерева не будут обрабатываться разными защитными составами.
Пол
В гараж литого типа обычно входит и плита пола. Но для возводимого сооружения необходимо отдельно заняться обустройством пола.
Для обустройства пола необходимо в строгой последовательности выполнить следующие действия:
- Утрамбовать основание. К этой процедуре необходимо отнести со всей серьезности польку осадка грунта в будущем может привести к нарушению свойств бетона.
- На утрамбованную поверхность необходимо засыпать слой песка. Слой зависит от качества грунта, но обычно засыпают 5-10 см.
- Далее по внутреннему периметру фундамента прокладывается слой утеплителя из пенопласта, который в будущем должен защитить плиту от бокового замерзания.
- Чтобы пол получился ровным необходимо на каждом углу установить маяки.
- Далее необходимо подготовить решетки из арматуры, которая придаст бетонному основанию прочность.
- При заливке бетона можно использовать специальный латок, оборудованный пленкой для лучшего скольжения раствора. Растворов прямо из бетономешалки подается в латок, откуда он равномерно стекает в необходимое место. Рабочим остается лишь распределять раствор лопатами по всему периметру.
- Одновременно с распределением бетонной смеси другой мастер, с помощью профиля выравнивает поверхность.
Важные рабочие моменты
Если не учесть ряд нюансов, срок службы фундаменты может существенно снизиться
Создавая фундамент, необходимо учесть несколько тонкостей процесса, которые помогут предотвратить множество проблем:
- Допустимо делать подушку не из песка, а из гравия мелкой фракции;
- Наружную часть опалубки необходимо покрыть битумом, и на нём приклеить рубероид;
- Лента фундамента должна быть 30-40 см в ширину и не более 70 см в высоту – в зависимости от планируемой нагрузки на фундамент;
- Прутья арматурного каркаса желательно соединять не с помощью сварки, а крепить вместе, используя вязальную проволоку;
- Если в отдельных местах у вас опалубка приподнялась от земли, то необходимо подсыпать туда песок, который можно будет убрать через 10 суток после заливки фундамента.
Неправильно выполненная работа существенно снизит срок службы фундамента и даже может привести к появлению трещин на стенах.
Не важно, каркасный гараж какого размера вы будете строить. Возможно, это небольшое помещение, а может – добротная постройка на 2-3 машины
Но основание для него должно иметь необходимый запас прочности. Это прямо влияет не только на продолжительность службы всего строения, но и на вашу безопасность.
Что следует учесть на этапе планирования гаража
Чтобы постройка служила как можно дольше и при этом не требовала дополнительных вложений на реконструкцию или реставрацию, необходимо продумать основные моменты закладки основания ещё до начала строительства.
Во-первых, требуется исследование типа грунта. Так, на песчаной почве можно применить практически любой тип фундамента, а вот на нестабильных грунтах требуется заливка такого основания, которое будет активно противостоять силам пучения.
Из-за сравнительно небольшого веса каркасной постройки под гараж, специалисты не рекомендуют применение столбчатого основания ни на каком грунте.
Во-вторых, важной частью проектирования считается анализ расположения уровня грунтовых вод. От этого параметра зависит методика выполнения гидроизоляционного слоя
В-третьих, на большей части территории России грунт подвергается промерзанию в зимний период и поэтому необходимо точно знать глубину промерзания почв, чтобы установить фундамент ниже этого уровня. Это позволит увеличить прочность постройки. Распространёнными вариантами для фундамента под гараж считаются следующие:
Строительство каркасного гаража без фундамента возможно, если только для сооружения используются крупные элементы. Также для этого необходимо удостовериться в надежности грунта, сделав его прессовку. Отсутствие фундамента не отменяет необходимости в гидроизоляции нижней части гаража.