Подготовка стены дома
Сразу стоит остановиться на таком немаловажном факторе, присутствующем во всех случаях, как наличие примыкающей стены дома. Важность этой детали балкона или лоджии состоит в том, что отделка балкона нарушит температурный и влажностной режим, вследствие чего может сместиться точка росы
Это вызовет появление ненужного конденсата, отслоение штукатурки или плесень.
Стены должны быть прогрунтованы и обработаны антисептиком
Чтобы этого не произошло, стену защищают всегда. Если вы отделываете балкон или лоджию, можно пойти несколькими путями:
- в теплом климате достаточно сделать гидроизоляцию с помощью паропроницаемой пленки;
- в умеренном и холодном климате, особенно при условии неотапливаемого балкона или лоджии, стену нужно обязательно утеплять.
Также во избежание процессов размножения грибка стену дома следует обработать специальной грунтовкой. Это гарантирует здоровую атмосферу на балконе и отсутствие аллергенов.
Технология самостоятельной обшивки балкона вагонкой
Прежде чем начать обшивку лоджии или балкона вагонкой, стоит сразу определить, сколько потребуется материала. Для этого придется измерить периметр помещения и его высоту. Из этого числа нужно вычесть площадь окон. Учитывайте и то, что как правило остаются обрезки. Поэтому нужно делать некоторый запас, дабы избежать повторных поездок в магазин или заказ доставки — что отнимает время + деньги.
Не забыть внести в смету направляющие рейки (обрешетка). Как правило, они размещаются на расстоянии друг от друга – 60 см. Чтобы правильно вычислить нужное количество реек, нужно разделить высоту, например, балкона на 60, а полученную цифру умножить на периметр балкона.
На заметку: деревянную вагонку рекомендуется выбирать из хвойных пород дерева – она долговечнее и прочнее. Обшивка балкона вагонкой возможна, только если балкон остеклен, в противном случае резкие перепады температуры и повышенная влажность приведут к непредсказуемым последствиям.
Особенности и виды
Давайте разберемся для начала, что же такое вагонка и рассмотрим ее виды. Вагонкой раньше называли деревянные рейки, сделанные из лиственницы, кедра или сосны. Использовали их для обшивки вагонов, отсюда и название. Некоторое время спустя это название перекочевало в повседневную жизнь. Сегодня вагонка -это выполненная из цельной древесины декоративная доска с выбранным пазом, для лучшей стыковки, применяемая как для внутренней, так и для внешней отделки, домов, балконов, лоджий.
Рассмотрим основные разновидности:
- Softline– что в переводе означает «плавная линия». Называется так, потому что имеет скругленные фаски на лицевой стороне доски. За счет своего необычного вида, поверхности ею облицованные смотрятся красиво и оригинально.
- Euro – сделана по европейским стандартам качества. Имеет тип крепления шип-паз. Изготавливается из древесины, подсушенной до 11-12%
- Штиль– производится из полностью сухой доски и имеет ширину больше чем у других видов, поэтому и называется штиль.
- Обычная вагонка — доска, изготовленная из дерева естественной влажности, и имеющая фаски по обеим сторонам доски. Главный ее недостаток в том, что доски впоследствии могут «плавать» из-за паза четверти.
Виды и характеристики
Вагонка классифицируется согласно породе и сорту древесины, из которой она изготовлена, а также профилю и размерам самих реек. В производстве этого отделочного материала могут использоваться как хвойные (сосна, ель, лиственница), так и лиственные (ольха, липа, осина) породы дерева. Выделяют несколько классов или сортов вагонки:
- «Экстра» – полное отсутствие дефектов (сучков, трещин, сколов и пр.).
- «А» – не более 1 сучка или трещины на 1,5 м2.
- «В» – не более 4 сучков, 2 смоляных карманов или несквозных трещин на 1,5 м2.
- «C» – множественные дефекты, мелкие механические повреждения.
Четыре сорта деревянной вагонки
Сегодня большую популярность приобретает материал, изготовленный в соответствии с европейским стандартом качества DIN 68–126. Он называется евровагонкой и может иметь тип профиля «ЕВРОСТАНДАРТ», «СОФТ-ЛАЙН», «БЛОК-ХАУС», «ШТИЛЬ». Такие панели отличаются высоким качеством, эргономичностью и наличием пазов для отвода конденсата с тыльной стороны.
Основные типы профиля вагонки
Размеры деревянной вагонки отечественного производства, согласно ГОСТ 8242–88, не должны превышать:
- по ширине — 150 мм;
- по длине — 6000 мм;
- по толщине — 25 мм.
Европейские стандарты производства более строгие, а выпущенная там продукция имеет размеры:
- длина: от 500 до 6000 мм;
- ширина: 80, 100, 110 или 120 мм;
- толщина: 13, 16 или 19 мм.
Для более подробного знакомства с этим натуральным отделочным материалом предлагаем посмотреть короткий видеоролик.
Каркас для обшивки лоджии
Каркас для обшивки лоджии
Облицовка всегда начинается с обустройства обрешетки (каркаса). Действия по проведения первичного этапа:
- Проверить уровнем степень ровности всех поверхностей балкона.
- Установить вертикальные рейки, уложить между ними горизонтальные.
- Отрезать направляющую рейку необходимой длины.
- Разметить метки для будущих креплений, обозначив карандашом через каждые 60-80 см.
- Просверлить отверстия сверлом 6 мм (глубина — 5-6 см).
- Начинать работы с угловых стоек, прокладывая три рейки: на уровне колена, бедра, плеча. Выдерживать интервал между ними в 50 см.
- Забивать рейки дюбелями. Затягивать саморезами, нанизав предварительно на направляющие пластмассовые чопики.
- Создать ряд из вертикальных реек.
- Натянуть предварительно шнур, чтобы обшивка в последующем легла ровно.
- Монтировать, закрепить остальные брусья.
Расчет материалов
Чтобы запастись всем необходимым, но без излишеств, расчет лучше сделать по чертежу или схеме. Полученные цифры занести в таблицу, а затем приступать к закупке.
Обрешетка
Представляет собой каркас из реек, закрепленный к стене, потолку и наружному ограждению балкона. Обрешетка изготавливается из деревянных брусков сечением 20х40, 30х30 мм или оцинкованных профилей. Они крепятся в направлении, перпендикулярном укладке самой вагонки. Как правило, выбирается вертикальное расположение панелей, поэтому бруски устанавливаются горизонтально. Шаг между брусками — 400-600 мм. Каркас необходимо закрепить вокруг проемов, около пола и потолка на расстоянии 30-50 мм, чтобы края вагонки можно было зафиксировать.
Для расчета обрешетки нужно отметить положение реек на чертеже или сразу на отделываемых поверхностях. Измерить и просуммировать длину бруса, для закупки заложить запас 10-15% на обрезки. Размер шага можно подогнать под ширину утеплителя, чтобы было удобно вставлять плиты враспор.
Вагонка
За счет того, что часть панели — это шип, входящий в паз, расчет проводится с учетом не фактической, а рабочей ширины вагонки. Чтобы узнать, какое количество потребуется для обшивки, нужно разделить площадь поверхностей балкона (за минусом проемов) на площадь одного элемента.
Размеры панелей, в том числе рабочая ширина, указываются в маркировке. Длина может быть от 2000 до 6000 мм. Площадь рассчитывается как произведение ширины и длины (мм нужно перевести в м). Например, вагонка шириной 140 мм длиной 2,5 м имеет площадь 0,14х2,5=0,35 м². Необходимо заложить запас на раскрой и неучтенные дефекты 10-15%.
Оптимальная ширина панелей для отделки балкона — 120-140 мм. В помещении много проемов и углов, для обхода которых материал придется подрезать, соответственно при слишком большой ширине будет много отходов.
Если вас интересует, как правильно обшить балкон вагонкой внутри, то нужно учитывать все параметры материала. Толщину лучше выбирать не менее 14 мм. Более тонкая доска предназначена для внутренней отделки помещений со стабильной влажностью и температурой. Балкон, даже при наличии отопления, к ним не относится.
Теплоизоляция
При утеплении балкона теплоизоляция укладывается по стенам, потолкам и полу. Если изолировать какой-то один участок, эффекта не будет. Рекомендуемая минимальная толщина утеплителя — 30 мм, для отапливаемого помещения — не менее 50 мм.
Плиты помещаются между брусками обрешетки, закрепляются с помощью клея или монтажной пены. Расход теплоизолятора равен утепляемой площади. Запас — 5-10%.
Если будет использоваться минвата, потребуется пароизоляция. Для этого подойдут плотная полиэтиленовая пленка или вспененный фольгированный полиэтилен.
Тонкий слой фольги отражает инфракрасные лучи отражаются внутрь помещения, что способствует лучшему сохранению тепла.
Перед началом отделочных работе рекомендуется провести гидроизоляцию балкона из рулонных или обмазочных материалов. Если обнаружены протечки, их устраняют с помощью герметиков. Все эти нюансы нужно учесть при расчете.
Крепеж
Для крепления обрешетки к стене понадобятся саморезы по бетону и дюбели. Глубина погружения — не менее 50 мм.
Вагонка фиксируется на обрешетке разными способами:
- Гвоздями, забитыми через пласть. Такой вариант применяется, если предстоит последующая окраска непрозрачными составами.
Крепление вагонки гвоздем (саморезом, скобой) в паз
Мелкими гвоздиками, установленными в нижнюю полку паза. Крепление незаметное, хорошо удерживает доску на каркасе. Но при усушке возможно выдергивание гвоздя и ослабление соединения.
Шпильками или штифтами с помощью нейлера — гвоздезабивного пистолета. Чтобы крепления были незаметными, используются стержни без шляпок.
Саморезами желтого или белого цвета сечением 2,2-3,5 мм длиной 20-45 мм. Для влажных помещений это самый лучший вариант. При постоянных деформациях древесины они обеспечивают надежное крепление за счет резьбы.
Крепление при помощи кляймеров
Кляймерами, которые надеваются на кромку одной панели, затем крепятся к обрешетке. Свободный язычок заводится за соседнюю вагонку. Соединение скрытое, хорошо себя проявляет в сухих помещениях, но при высокой влажности надежность снижается.
Крайние и угловые панели крепятся всегда жестко — гвоздями или саморезами. Последующие уже можно фиксировать кляймерами. Крепеж устанавливается в каждое соединение или в шахматном порядке.
Примерный расход крепежа — 30-60 единиц на 1 кв.м. Для расчета потребности нужно это значение умножить на площадь облицовки.
Отделка балкона вагонкой своими руками
Пошаговая инструкция по монтажу вагонки выглядит так:
- Для начала на бетонные стены нужно положить гидроизоляционную пленку.
- После чего требуется отпилить направляющую рейку нужной длины.
- Сделать отверстия под дюбели с интервалом 60-80 см.
- Приложить рейку к стене на расстоянии примерно 10 см от потолка и проставить через отверстия метки.
- Буром просверлить отверстия. Их глубина должна составлять 5-6 см.
- Вставить пластиковые чопики и саморезы.
- Выставить рейку таким образом, чтобы она была ровной. Это делают деревянными клиньями.
- Закрепить нижнюю рейку в 1 см от пола.
- Остальные рейки равномерно распределить между верхней и нижней. При этом расстояние должно быть не больше 60 см.
Обшивать балкон утеплителем изнутри нужно между рейками. Технология укладки материала зависит от его разновидности.
Вагонку требуется обязательно обрабатывать антисептиками.
Вагонка из пластика и МДФ
Пластиковая вагонка может полностью имитировать вид дерева
Недорогая пластиковая выгонка выпускается из поливинилхлорида. Внутри разделена усиливающими перегородками. Размер 125х88 мм.
Имеет такие же соединения, как деревянная, но обладает большей влагостойкостью, долговечностью, устойчивостью к горению. Недостатком является то, что она не «дышит», имеет незначительные показатели теплосбережения.
Вагонка из МДФ не подходит для обшивки не отапливаемого открытого балкона, так как боится повышенной влажности. Обладает неплохими шумоизоляционными и теплосберегающими свойствами. Она абсолютно безопасна, стоит недорого и достаточно красива.
Рассчитываем материалы
Вполне естественно, что перед началом работ нам нужно запастись необходимым количеством материала. Желательно, чтобы его хватило на всю работу, да и лишнего чтоб не оставалось
Для этого важно правильно и точно произвести замеры периметров балкона. Сперва рассчитайте обрешетку
Евровагонка требует применения обрешетки из деревянных брусьев шириной от 5 см, толщиной – около 3 см. Размещаются такие брусья горизонтально, обрешеточный шаг – примерно полметра.
Дабы понять, сколько материала вам потребуется, нарисуйте схему. Это даст возможность более точно измерить погонные метры.
Определите площадь своего балкона, для этого измерьте высоту и длину поверхностей, которые подлежат отделке. Цифру, которую получите, разделите на площадь одной вагонки. Чтобы материала хватило точно, прибавьте к результату процентов 15. Это и есть исходные данные по количеству необходимого материала.
Чем отличается евровагонка от обычной древесной вагонки?
Вагонка или евровагонка представляет собой струганную доску с пазами, шпунтом для стыковки или профилем. Эти варианты облицовки могут прослужить около 20 лет, но при условии правильного ухода и отсутствия прямого попадания солнечных лучей, воздействия влаги, вредителей (мышей, крыс), насекомых и других факторов.
Евровагонка
Ниже приведены основные различия между вагонкой и евровагонкой.
- У данных профилей различная толщина, ширина, качество.
- Евровагонка является более требовательной в уходе, чем обычная древесная вагонка.
- У материалов разные технологии изготовления. Евровагонка – это практически полностью высушенный материал, а вагонка имеет свою естественную влажность (не применялось дополнительной высушивающей обработки).
- У евровагонки есть специально предусмотренные канавки для отведения конденсата, поэтому такие панели меньше подвергаются гниению. Также эти внутренние канавки позволяют убрать напряжение с доски и готовой облицовки.
- Стоимость материалов тоже разная (евровагонка обойдется дороже).
Как устроена вагонка: 1 — шип; 2 — полка; 3 — лицевая пласть; 4 — компенсационные пазы; 5 — нижняя кромка паза; a — рабочая ширина; b — полная ширина.
Почему ПВХ вагонка – общие сведения
Цветные ПВХ панели отлично сочетаются с белой рамой окна из металлопласта
Если быть точным, то такие материалы в документации называются панелями из поливинилхлорида (ПВХ), но в просторечие их окрестили виниловой или пластиковой вагонкой.
Прежде всего, разберёмся, почему панель из ПВХ была названа «вагонкой», но здесь всё станет предельно ясно, если вы посмотрите на профилирование такой панели (примеры на верхней фотографии). Она очень похожа на шпунтованную доску, которой раньше обшивали грузовые вагоны, полувагоны и платформы и по её принципу была разработана декоративная деревянная вагонка. Позже такие же шпунты (шип-паз) приспособили на виниловые панели и это себя оправдало.
Видео: Горизонтальная обшивка пластиковыми панелями
По лицевой поверхности панели отличаются друг от друга, и хотя все они сделаны из винила, строительный рынок предлагает матовую, полуглянцевую и глянцевую вагонку. Два первых варианты обычно представлены в белом и слегка голубоватых или сероватых тонах, но глянец может имитировать песок, дерево, гранит, мрамор и даже шелкографию, как на виниловых обоях, причём всё это в разных цветах и оттенках. Для наружной отделки, как правило, используют матовые и полуглянцевые панели, так как они хорошо переносят жару и низкую температуру, а вот глянец непригоден для улицы, так как растрескивается на сильном морозе и его монтируют только изнутри.
Деревянная вагонка для внутренних работ
Помимо ПВХ панелей на балконах, но уже для внутренних работ, используют МДФ и деревянную вагонку, хотя в данном случае мелкодисперсная фракция предназначена только для сухих помещений, чему не всегда соответствует микроклимат лоджий и балконов. А вот профилированную декоративную деревянную доску, изготавливаемую из лиственных и хвойных пород, используют очень часто и её, как правило, делят на две категории:
- Лиственные породы – липа, ясень, дуб, бук, осина, клён и др.
- Хвойные породы – ель, сосна, кедр, лиственница.
А теперь о меркантильной стороне вопроса или почему для наружной обшивки многие предпочитают вагонку из поливинилхлорида, хотя сегодня для этой цели используют стальной или виниловый сайдинг. Здесь всё прозрачно и понятно – любой сайдинг обойдётся чуть ли не в два раза дороже матовых или глянцевых панелей ПВХ. Кроме того, пластик создаёт герметичную защиту от ветра и влаги, тогда как для сайдинга придётся монтировать ветробарьер или плотную полиэтиленовую плёнку.
Но у ПВХ панелей есть один недостаток – они боятся крупного града, только вот некоторые балконы эксплуатируются уже не первый десяток лет без последствий от выпадения таких атмосферных осадков. Всё дело в направлении ветра и когда льдинки ударяются по отделке не просто по касательной, а под углом 40-45⁰, то возможны повреждения.